Близ
Ахталы на высоком уступе горы над медными рудниками расположен
армянский монастырь Ахтала, основанный в X в. как одна из оборонительных
крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов. До XIV в.
был известен как Пхиндза-ханк (медный рудник). Известно, что до 1188 г.
монастырь был монофизитским, после обращения Иванэ Мхаргрдзели (после
1205 г.; погребен в монастыре)...
в Православие («грузинскую», или «греческую веру»), покровителя
монастыря, выдающегося политика времени правления царицы Грузии Тамары,
стал халкидонитским (то есть не монофизитским, а признающим решения
Халкидонского собора 451 г.). В комплекс монастыря входят главный храм,
небольшая базилика св. Василия Великого и резиденция настоятеля (сейчас в
руинах); близ монастыря — 4 небольшие церкви (Троицы, Апостолов,
Григория Богослова, Иоанн Златоуста,— все XIII в.). Главный храм с
портиком западного входа с каждой стороны имеет традиционный грузинский
орнамент: большой крест с узкими окнами у основания; в декоре
присутствуют также элементы армянского орнамента. С 1438 г. монастырь
принадлежал Грузинской православной церкви, в нач. XVIII в. процветал,
епископ Ахталы пребывал в Атени. В 1801 г. при российском императоре
Александре I был передан грекам, живущим в Закавказье. Фрески главного
храма Ахталы написаны, скорее всего, между 1205 и 1216 гг. В конхе
представ¬лена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем, ниже идет пояс с
Евхаристией, еще ниже написаны в два ряда фигуры святителей (Григорий
Назианзин, Папа Римский Сильвестр, Кирилл Александрийский, Папа Римский
Климент, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Григорий Просветитель и
др.), на северной и южной стенах храма и на восточной стене трансепта —
сцены из жизни Богоматери и Христа, мученики, святые (среди них —
Бенедикт Нурсийский; несколько грузинских святых, в том числе Святая
Нина — крестительница Грузии); в помещении на юго-западной стороне храма
— истории Иоанна Крестителя и пророка Илии, на западной стене —
Страшный Суд. Фрески Ахталы входят в круг византийского искусства
комниновского периода, в них слились как традиции византийского, так и
грузинского и армянского искусства (возможно, здесь работали, 3 мастера:
грузин, грек, армянин-халкедонит). Рисунок отличается точностью и
изяществом, лики — благородством типов, одухотворенной энергией,
эффектен контраст между белыми одеждами и интенсивными синими фонами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий