Церковь Ахтала.

Близ Ахталы на высоком уступе горы над медными рудниками расположен армянский монастырь Ахтала, основанный в X в. как одна из оборонительных крепостей правителей Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов. До XIV в. был известен как Пхиндза-ханк (медный рудник). Известно, что до 1188 г. монастырь был монофизитским, после обращения Иванэ Мхаргрдзели (после 1205 г.; погребен в монастыре)...
в Православие («грузинскую», или «греческую веру»), покровителя монастыря, выдающегося политика времени правления царицы Грузии Тамары, стал халкидонитским (то есть не монофизитским, а признающим решения Халкидонского собора 451 г.). В комплекс монастыря входят главный храм, небольшая базилика св. Василия Великого и резиденция настоятеля (сейчас в руинах); близ монастыря — 4 небольшие церкви (Троицы, Апостолов, Григория Богослова, Иоанн Златоуста,— все XIII в.). Главный храм с портиком западного входа с каждой стороны имеет традиционный грузинский орнамент: большой крест с узкими окнами у основания; в декоре присутствуют также элементы армянского орнамента. С 1438 г. монастырь принадлежал Грузинской православной церкви, в нач. XVIII в. процветал, епископ Ахталы пребывал в Атени. В 1801 г. при российском императоре Александре I был передан грекам, живущим в Закавказье. Фрески главного храма Ахталы написаны, скорее всего, между 1205 и 1216 гг. В конхе представ¬лена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем, ниже идет пояс с Евхаристией, еще ниже написаны в два ряда фигуры святителей (Григорий Назианзин, Папа Римский Сильвестр, Кирилл Александрийский, Папа Римский Климент, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Григорий Просветитель и др.), на северной и южной стенах храма и на восточной стене трансепта — сцены из жизни Богоматери и Христа, мученики, святые (среди них — Бенедикт Нурсийский; несколько грузинских святых, в том числе Святая Нина — крестительница Грузии); в помещении на юго-западной стороне храма — истории Иоанна Крестителя и пророка Илии, на западной стене — Страшный Суд. Фрески Ахталы входят в круг византийского искусства комниновского периода, в них слились как традиции византийского, так и грузинского и армянского искусства (возможно, здесь работали, 3 мастера: грузин, грек, армянин-халкедонит). Рисунок отличается точностью и изяществом, лики — благородством типов, одухотворенной энергией, эффектен контраст между белыми одеждами и интенсивными синими фонами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий